МБОУ Александровская СОШ Азовского района

Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса

Информация о местах осуществления образовательной деятельности

Обучение   осуществляется в зданиях  МБОУ Александровской СОШ по адресу:  346765, Ростовская область, Азовский район, с. Александровка, ул. Советская, д.33 и в здании  Александровской НОШ  филиала МБОУ Александровской СОШ  346765, Ростовская область, Азовский район, с. Александровка, ул. Октябрьская, 22

Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Материально-техническое обеспечение

В МБОУ Александровской СОШ Азовского района, реализующей основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также адаптированные образовательные программы для лиц с ОВЗ, имеются в наличии административные и иные помещения, оснащённые необходимым оборудованием, в том числе для организации учебного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья:

• учебные кабинеты с рабочими местами обучающихся и педагогических работников;

• помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью;

• необходимые для реализации учебной и внеурочной деятельности лаборатории ;

• помещения (кабинеты) для занятий музыкой, изобразительным искусством;

• библиотека;

• спортивный зал, тренажерный зал, оснащённые игровым, спортивным оборудованием и инвентарём;

• помещение для питания обучающихся (раздаточная), а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания;

• помещение для медицинского персонала;

•  санузлы, места личной гигиены;

• участок (территория) с необходимым набором оснащённых зон.

Все помещения обеспечены комплектами оборудования для реализации всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности, а также мебелью, офисным оснащением и необходимым инвентарём.

Наличие и размещение помещений для осуществления образовательного процесса, активной деятельности, отдыха, питания и медицинского обслуживания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

№ п/п

Наименование

предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с учебным планом:

Наименование помещений, кабинетов и пр. с перечнем основного оборудования.

1

Русский язык

Каб. №7 – русского языка: компьютер 1 шт, ноутбук 1 шт, мультимедиа проектор, интерактивна доска, МФУ

2

Литература

Анализ художественного текста Литературное чтение

Каб. №7 – русского языка: компьютер 1 шт, ноутбук 1 шт, мультимедиа проектор, интерактивна доска, МФУ

3

Иностранный язык (Английский)

Каб № 1 - ноутбук 1 шт, мультимедиа проектор, экран, колонки

Каб №2 - ноутбук 1 шт, мультимедиа проектор, экран, колонки

4

Математика

Избранные вопросы математики

 Каб.№6 – математики: компьютер 2 шт, ноутбук 1 шт, мультимедиа проектор, интерактивна доска, МФУ

5

Алгебра,

Алгебра и начала анализа

Каб.№6 – математики: компьютер 2 шт, ноутбук 1 шт, мультимедиа проектор, интерактивна доска, МФУ

6

Геометрия

Каб.№6 – математики: компьютер 2 шт, ноутбук 1 шт, мультимедиа проектор, интерактивна доска, МФУ

7

Информатика

Алгоритмизация и программирование

Каб.№10 – информатики: компьютер 14 шт, ноутбук 2 шт, мультимедиа проектор, интерактивна доска, МФУ, сканер, колонки, модем

8

История.

Всеобщая история.

Основы религиозных культур и светской этики

Каб.№4 – истории:   ноутбук 1 шт, мультимедиа проектор, экран.

Каб. № 12 – истории: ноутбук 1 шт, мультимедиа проектор, экран, МФУ

9

Обществознание

Человек. Общество. Право.

Каб.№4 – истории:   ноутбук 1 шт, мультимедиа проектор, экран.

Каб. № 12 – истории: ноутбук 1 шт, мультимедиа проектор, экран, МФУ

10

География

Окружающий мир

 

Каб. № 13 – географии:  ноутбук 2 шт, мультимедиа проектор, экран.

11

Биология

 

Каб № 5 – компьютер – 1 шт.,  ноутбук 1 шт, мультимедиа проектор, экран, микроскопы 16 шт,

12

Химия

Каб № 9 – химии - компьютер 1 шт,   мультимедиа проектор, интерактивна доска, МФУ, комплект датчиков для химических экспериментов

13

Физика

 Астрономия

Каб № 8 – Физики -   ноутбук 2 шт, мобильный компьютерный класс (13 ноутбуков) ,  мультимедиа проектор, интерактивна доска, МФУ, цифровая лаборатория для физики , химии, биологии

14

Музыка

Каб № 1 - ноутбук 1 шт, мультимедиа проектор, экран, магнитофон,  синтезатор, колонки

15

Изобразительное искусство

МХК

Каб №2 - ноутбук 1 шт, мультимедиа проектор, экран, колонки

16

Технология

 

Каб № 1 - ноутбук 1 шт, мультимедиа проектор, экран, колонки

Каб №2 - ноутбук 1 шт, мультимедиа проектор, экран, колонки

17

Физическая культура

Спортивный зал :  ноутбук 1 шт,  принтер,  тренажеры, оборудованные площадки для мини-футбола, волейбола и баскетбола.   

18

ОБЖ

Каб. № 13 – географии:  ноутбук 2 шт, мультимедиа проектор, экран.

19

Начальные классы

Каб.№ 1/2  - ноутбук 1 шт, мультимедиа проектор, экран.

Каб.№ 2/2 - ноутбук 1 шт, мультимедиа проектор, экран, телевизор

Каб.№ 3/2-  компьютер 1 шт, мультимедиа проектор, экран, фотоаппарат, МФУ

Каб.№ 4/2 - компьютер 1 шт, мультимедиа проектор, экран.

Каб.№ 1/3 - ноутбук 1 шт, мультимедиа проектор, экран.

Каб.№ 2/3 - ноутбук 1 шт,

Каб.№ 3/3 – Мобильный компьютерный класс для начальной школы, мультимедиа проектор, интерактивная доска, Цифровая лаборатория для начальных классов. МФУ

Каб.№ 4/3  - ноутбук 1 шт,  цифровая фотокамера,

Каб.№ 1/ф - ноутбук 1 шт, мультимедиа проектор, экран, МФУ

Каб.№ 2/ф - компьютер 1 шт, мультимедиа проектор, экран, фотоаппарат .

Каб.№ 3/ф -  ноутбук 1 шт, мультимедиа проектор, экран.

Каб.№ 4/ф -  компьютер 1 шт, мультимедиа проектор, экран.

20

Кабинет психолога

Каб №3 - ноутбук, мультимедиа проектор, экран, магнитофон, телевизор

21

Методический кабинет

Ноутбуки 3 шт, МФУ, телевизор

22

Библиотека

Компьютер, МФУ

23

Медицинский кабинет

ноутбук 1 шт,  принтер, аппаратно программный комплекс «АРМИС», ростомер, весы  

Обеспечены безопасные условия пребывания детей школе: установлены:

- тревожная кнопка для экстренных вызовов;

- автоматическая пожарная сигнализация;

- система видеонаблюдения.

Разработан паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры.

Развернуть

Информация об обеспечении доступа в образовательную организацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Конструктивные особенности зданий МБОУ Александровской СОШ и ее филиала Александровской НОШ не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в здания. Так как отсутствуют пороги со ступенями, то и нет необходимости в оборудовании пандусов.

На данный момент нет ни одного обучающегося инвалида или лица с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа специализированного назначения в образовательных организациях отсутствуют.

Отсутствуют таблички с навигацией по зданиям школы с шрифтом Брайля, так как нет ни одного инвалида или лица с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями зрительного восприятия.

Часть пришкольной территории  асфальтирована, это обеспечивает безбарьерный доступ в образовательную организацию для  инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеется помещение тамбура в школах для того, чтобы разместить кресло-коляску.

При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здания образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.

Развернуть

Информация об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Организация питания обучающихся осуществляется согласно приказу МБОУ Александровской СОШ от 03.09.2019 г. № 83 «Об организации питания обучающихся в школе» и в соответствии с договором с ИП Черный А.В. При организации питания школа руководствуется СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». В школе в соответствии с установленными требованиями СанПиН созданы следующие условия для организации питания учащихся:

  • предусмотрены помещения для хранения, приготовления пищи, оснащённые необходимым оборудованием, инвентарём;
  • предусмотрены помещения для приёма пищи;
    • разработан и утверждён порядок питания учащихся (время перемен для принятия пищи).

С целью обеспечения питанием обучающихся за счет средств местного бюджета, во исполнение части 4 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012№ 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», в целях оказания помощи детям из малоимущих и многодетных семей, а также детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в школе разработан и утвержден Порядок обеспечения питанием обучающихся за счет средств местного бюджета.

Настоящий Порядок устанавливает процедуру обеспечения бесплатным питанием обучающихся за счет средств местного бюджета (далее соответственно - бесплатное питание обучающиеся).

Льготным питанием обеспечиваются школьники, имеющие место жительства (регистрации) на территории Александровского сельского поселения, если они являются:

детьми из малоимущих и многодетных семей в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», обучающимися в муниципальных общеобразовательных организациях Азовского района, имеющих право реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеразвивающих программ, в том числе достигшими возраста 18 лет до завершения обучения по общеобразовательным программам.

обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, осуществляющими образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Средства на обеспечение школьников льготным питанием выделяются МБОУ Александровской СОШ в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) из местного бюджета.

Ответственным за предоставление бесплатного питания обучающимся в МБОУ Александровской СОШ  является директор.

Для получения бесплатного питания родитель (законный представитель) обучающегося (далее - заявитель) в сроки, установленные локальным актом школы, представляет в образовательную организацию:

  • заявление на имя руководителя о предоставлении бесплатного питания;
  • документ, подтверждающий наличие семьи в базе получателей социальных выплат, для подтверждения статуса детей из малоимущих или многодетных семей.

Заявитель несет ответственность за полноту и достоверность представленных сведений.

На основании решения Азовского районного отдела образования в МБОУ Александровской СОШ определено 35 учащихся на обеспечение льготным питанием.

Из них все учащиеся, имеющие статус инвалида или лица с ограниченными возможностями здоровья обеспечены в обязательном порядке льготным питанием.

Остальные учащиеся, которые будут охвачены льготным питанием, определяются решением Совета организации из количества заявлений, поданных родителями.

Остальные учащиеся школы все 100% охвачены горячим питанием.

Директор МБОУ Александровской СОШ на основании решения Совета организации  оформляет список школьников по установленной форме  в соответствии со сведениями, указанными в заявлениях направляет в 3-х дневный срок в Азовский районный отдел образования:

Директор школы в течение 2-х рабочих дней со дня получении уведомления отдела образования района информирует заявителей о принятом решении.

Обязанности по организации льготного питания школьников приказом директора школы возлагаются на классного руководителя.

Классный руководитель ведет учет обучающихся, обеспеченных льготным питанием, ежедневно дает заявку в столовую на получение льготного питания, заполняет табель посещаемости.

До 3-го числа каждого месяца, следующего за отчетным, директор школы предоставляет для оплаты в УМП ФРЦ следующие документы:

  • табель посещаемости школьников, обеспеченных льготным питанием;
  • акты выполненных работ (для поставщиков питания).

Азовский районный отдел образования:

Азовский районный отдел образования не реже 1 раза в год направляет запросы в органы социальной защиты населения по месту регистрации семьи обучающегося, указанного в настоящем Порядке, о наличии семьи в базе получателей социальных выплат для подтверждения статуса детей из малоимущих и многодетных семей;

В сроки, установленные локальным актом МБОУ Александровской СОШ, Совет организации утверждает реестр обучающихся, которым предоставляется бесплатное питание.

Основаниями для отказа в предоставлении бесплатного питания обучающемуся являются:

  • несоответствие категории обучающегося случаям, указанным в пункте 1.3 раздела 1 Порядка.
  • непредставление документа, подтверждающего наличие семьи в базе получателей социальных выплат, для подтверждения статуса детей из малоимущих и многодетных семей.

Отдел образования района в течение 2-х рабочих дней со дня принятия решения письменно уведомляет директора школы о принятом решении.

Бесплатное питание предоставляется обучающимся в дни фактического посещения школы, в том числе во время проведения мероприятий за пределами школы в рамках образовательного процесса.

В случае неявки обучающегося в школу в связи с болезнью или по иным причинам бесплатное питание не предоставляется.

Предоставление бесплатного питания обучающимся прекращается в случаях:

  • отчисления обучающегося из школы.
  • утраты семьей обучающегося, указанного в настоящем Порядке, статуса малоимущей семьи. В случае прекращения права обучающегося на обеспечение бесплатным питанием родитель (законный представитель) обучающегося или дееспособный обучающийся в письменной форме извещает руководителя образовательной организации о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение права обучающегося на обеспечение бесплатным питанием, не позднее 10 дней со дня наступления таких обстоятельств.

При обнаружении обстоятельств, влекущих прекращение права обучающегося на обеспечение его бесплатным питанием, руководитель образовательной организации в порядке, установленном локальным актом образовательной организации, издает распорядительный акт о прекращении бесплатного питания обучающегося в течение двух рабочих дней со дня обнаружения таких обстоятельств. Обеспечение бесплатным питанием прекращается со дня, следующего за днем издания распорядительного акта о прекращении бесплатного питания обучающегося. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.

Развернуть

Информация об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ Александровской СОШ Азовского района

В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Александровская средняя общеобразовательная школа Азовского района создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Основные направления работы школы по охране здоровья:

- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

- организация питания учащихся;

- определение           оптимальной учебной,        внеучебной   нагрузки,       режима учебных занятий и продолжительности каникул;

- пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

- организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

- прохождение учащимися в соответствии          с законодательством Российской  Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

- профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;

- обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;

- профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;

- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;

- обследование обучающихся на АПК  Армис.

Оказание первичной медико-санитарной помощи

В школе созданы все необходимые меры и условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В школе оборудовано приспособленное помещение под медицинский кабинет в соответствии с предъявляемыми требованиями, заключен договор с МБУЗ ЦРБ Азовского района на обслуживание обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Первичная  медико-санитарная помощь учащимся оказывается в соответствии со статьёй 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях». Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется школой. Оказание первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, проведение медицинских осмотров и диспансеризации осуществляется МБУЗ ЦРБ Азовского района. Школа безвозмездно предоставляет Александровской УБ помещение, соответствующее условиям и требованиям для медицинской деятельности.

Организация питания обучающихся

Организация питания обучающихся осуществляется согласно приказу МБОУ Александровской СОШ от 03.09.2019 г. № 83 «Об организации питания обучающихся в школе» и в соответствии с договором с ИП Черный А.В. При организации питания школа руководствуется СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». В школе в соответствии с установленными требованиями СанПиН созданы следующие условия для организации питания учащихся:

  • предусмотрены помещения для хранения, приготовления пищи, оснащённые необходимым оборудованием, инвентарём;
  • предусмотрены помещения для приёма пищи;
    • разработан и утверждѐн порядок питания учащихся (время перемен для принятия пищи).

С целью обеспечения питанием обучающихся за счет средств местного бюджета, во исполнение части 4 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012№ 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», в целях оказания помощи детям из малоимущих и многодетных семей, а также детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в школе разработан и утвержден Порядок обеспечения питанием обучающихся за счет средств местного бюджета.

Настоящий Порядок устанавливает процедуру обеспечения бесплатным питанием обучающихся за счет средств местного бюджета (далее соответственно - бесплатное питание обучающиеся).

Льготным питанием обеспечиваются школьники, имеющие место жительства (регистрации) на территории Александровского сельского поселения, если они являются:

детьми из малоимущих и многодетных семей в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», обучающимися в муниципальных общеобразовательных организациях Азовского района, имеющих право реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеразвивающих программ, в том числе достигшими возраста 18 лет до завершения обучения по общеобразовательным программам.

обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, осуществляющими образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Средства на обеспечение школьников льготным питанием выделяются МБОУ Александровской СОШ в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) из местного бюджета.

Ответственным за предоставление бесплатного питания обучающимся в МБОУ Александровской СОШ  является директор.

Для получения бесплатного питания родитель (законный представитель) обучающегося (далее - заявитель) в сроки, установленные локальным актом школы, представляет в образовательную организацию:

  • заявление на имя руководителя о предоставлении бесплатного питания;
  • документ, подтверждающий наличие семьи в базе получателей социальных выплат, для подтверждения статуса детей из малоимущих или многодетных семей.

Заявитель несет ответственность за полноту и достоверность представленных сведений.

На основании решения Азовского районного отдела образования в МБОУ Александровской СОШ определено 35 учащихся на обеспечение льготным питанием.

Из них все учащиеся, имеющие статус инвалида или лица с ограниченными возможностями здоровья обеспечены в обязательном порядке льготным питанием.

Остальные учащиеся, которые будут охвачены льготным питанием, определяются решением Совета организации из количества заявлений, поданных родителями.

Остальные учащиеся школы все 100% охвачены горячим питанием.

Директор МБОУ Александровской СОШ на основании решения Совета организации  оформляет список школьников по установленной форме  в соответствии со сведениями, указанными в заявлениях направляет в 3-х дневный срок в Азовский районный отдел образования:

Директор школы в течение 2-х рабочих дней со дня получении уведомления отдела образования района информирует заявителей о принятом решении.

Обязанности по организации льготного питания школьников приказом директора школы возлагаются на классного руководителя.

Классный руководитель ведет учет обучающихся, обеспеченных льготным питанием, ежедневно дает заявку в столовую на получение льготного питания, заполняет табель посещаемости.

До 3-го числа каждого месяца, следующего за отчетным, директор школы предоставляет для оплаты в УМП ФРЦ следующие документы:

  • табель посещаемости школьников, обеспеченных льготным питанием;
  • акты выполненных работ (для поставщиков питания).

Азовский районный отдел образования:

Азовский районный отдел образования не реже 1 раза в год направляет запросы в органы социальной защиты населения по месту регистрации семьи обучающегося, указанного в настоящем Порядке, о наличии семьи в базе получателей социальных выплат для подтверждения статуса детей из малоимущих и многодетных семей;

В сроки, установленные локальным актом МБОУ Александровской СОШ, Совет организации утверждает реестр обучающихся, которым предоставляется бесплатное питание.

Основаниями для отказа в предоставлении бесплатного питания обучающемуся являются:

  • несоответствие категории обучающегося случаям, указанным в пункте 1.3 раздела 1 Порядка.
  • непредставление документа, подтверждающего наличие семьи в базе получателей социальных выплат, для подтверждения статуса детей из малоимущих и многодетных семей.

Отдел образования района в течение 2-х рабочих дней со дня принятия решения письменно уведомляет директора школы о принятом решении.

Бесплатное питание предоставляется обучающимся в дни фактического посещения школы, в том числе во время проведения мероприятий за пределами школы в рамках образовательного процесса.

В случае неявки обучающегося в школу в связи с болезнью или по иным причинам бесплатное питание не предоставляется.

Предоставление бесплатного питания обучающимся прекращается в случаях:

  • отчисления обучающегося из школы.
  • утраты семьей обучающегося, указанного в настоящем Порядке, статуса малоимущей семьи. В случае прекращения права обучающегося на обеспечение бесплатным питанием родитель (законный представитель) обучающегося или дееспособный обучающийся в письменной форме извещает руководителя образовательной организации о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение права обучающегося на обеспечение бесплатным питанием, не позднее 10 дней со дня наступления таких обстоятельств.

При обнаружении обстоятельств, влекущих прекращение права обучающегося на обеспечение его бесплатным питанием, руководитель образовательной организации в порядке, установленном локальным актом образовательной организации, издает распорядительный акт о прекращении бесплатного питания обучающегося в течение двух рабочих дней со дня обнаружения таких обстоятельств. Обеспечение бесплатным питанием прекращается со дня, следующего за днем издания распорядительного акта о прекращении бесплатного питания обучающегося. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.

Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул

Образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том числе адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий. Учебный год в школе начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом. В процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются в соответствии с учебным планом. Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении в соответствии с требованиями ФГОС осуществляется в соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом

В школе определены основные направления воспитания и социализации обучающихся школы, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Приоритетным является здоровьесберегающее воспитание, включающее в себя формирование у учащихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья; формирование у них навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время; формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослую жизнь. На уроках физкультуры предусмотрена оптимальная физическая нагрузка для учащихся различных групп здоровья, что находит отражение в учебной программе. В школе действует система дополнительного образования, в котором в рамках спортивно-оздоровительного направления организованы кружки и секции. В плане работы школы запланированы дни здоровья, участие школьных спортивных команд в школьных, районных мероприятиях. На уроках систематически проводятся динамические паузы (физкультминутки) для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора. Профилактическая работа по вопросам здорового и безопасного образа жизни осуществляется в сотрудничестве с медицинским персоналом МБУЗ ЦРБ Азовского района, специалистами Кагальницкого центра психолого-медико-социального сопровождения «Доверие».

Прохождение учащимися периодических медицинских осмотров и диспансеризации

В соответствии со статьями 14, 54 и 97 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах Охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждѐн приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346 н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них», приказа МЗ РФ от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» в школе установлен порядок и правила прохождения обучающимися медицинских осмотров.

Профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива,  наркотических средств и психотропных веществ

Классными руководителями на классных часах и родительских собраниях проводятся беседы по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ с привлечением сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних. Ежегодно проводится диагностика факторов риска приобщения к наркотическим средствам и психотропных веществ учащихся старших классов; диагностика выявления склонности к различным формам девиантного поведения. Проводятся профилактические психологические игры, направленные на профилактику употребления наркотических средств и психотропных веществ. Профилактическая работа по вопросам здорового и безопасного образа жизни осуществляется в сотрудничестве со специалистами Азовского районного отдела образования и Кагальницкого центра психолого-медико-социального сопровождения «Доверие».

Система обеспечения безопасности учащихся во время пребывания в школе

Комплексная безопасность школы обеспечивается в процессе реализации следующих направлений:

- работа по организации и управлению безопасным образовательным пространством;

- работа по антитеррористической защищённости и противодействию терроризму и экстремизму (Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от 28.06.2014); приказ Минобрнауки России от 4 июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки» (в ред. от 23.07.2008); приказ Федерального агентства по образованию от 11 ноября 2009 г. № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений»);

- работа по обеспечению охраны образовательного учреждения (Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г.№ 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности»; Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации»);

- информационная безопасность (письмо Минздравсоцразвития РФ от 17 сентября 2008 г. № 01/10237-8-32 «О мерах, направленных на нераспространение информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей и подростков»);

- пожарная безопасность (Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон РФ от 11 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- электробезопасность (Правила устройства электроустановок (ПУЭ) и Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП).

- официальный сайта школы адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);

- инвалидам обеспечивается помощь, необходимая для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий.

Профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе

Профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе, проводится через реализацию Плана мероприятий по профилактике несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации.

Расследование и учёт несчастных случаев с учащимися во время пребывания в ОУ ведется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти.

Проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий

Санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия проводятся в соответствии с разработанной и утверждённой приказом образовательной организации документацией по производственному контролю за соблюдением санитарных правил, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий согласно требованиям Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Развернуть

Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.

Информационная база школы оснащена:

 - электронной почтой;

-локальной сетью;

-выходом в Интернет;

-разработан и действует школьный сайт.

Услуги сети интернет, доступ к сети интернет обеспечивается в соответствии с договором об оказании услуг связи с юридическим лицом. Оператор связи: ОАО "Транстелеком".  В школе функционирует локальная сеть. Все компьютеры школы соединены в локальную сеть через сервер школы. Подключение к Интернету осуществляется с помощью оптоволоконного кабеля, скорость подключения 50 Мбит/с. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям инвалидов по зрению и слуху, а также других категорий граждан с особенными возможностями здоровья, не ограниченных в передвижении, осуществляется в соответствии с «Правилами использования сети Интернет» .

Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент -фильтрации. Интернет безопасность организуется в школе через систему «белых списков». Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей школы закрыт. В школе функционирует 18 учебных и 1 кабинет информатики, все компьютеры, находящиеся в кабинетах, имеют доступ в сеть интернет.

В образовательном учреждении внедрена и функционирует автоматизированная информационная система (АИС).На сайте школы функционирует кнопка "для слабовидящих". Доступ в кабинеты, оборудованные компьютерами и сетью интернет, не сложен для лиц с ограниченными возможностями передвижения, т.к. при входе в здание отсутствует порог с высокими ступенями. Поэтому нет необходимости в оборудовании пандуса. Хотя на данный момент в школе отсутствуют дети-инвалиды с ограниченными возможностями передвижения, инвалиды по слуху по зрению.

Развернуть

Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Комплект специализированного оборудования, инвентаря, пособия для обучения и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ в МБОУ Александровской СОШ и ее филиале Александровской НОШ - отсутствует.

2. Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, которым необходим комплект специализированного оборудования, инвентаря для реабилитации на данный момент в МБОУ Александровской СОШ и ее филиале Александровской НОШ отсутствуют.

Во время проведения занятий, где обучаются дети-инвалиды и лица с ОВЗ, применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.

Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины учителями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, для информирования родителей имеется сайт школы, электронный дневник.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно, в форме тестирования и т.п.).

При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, а именно:

  • мультимедийные комплексы (проектор и экран),
  • интерактивные доски,
  • ноутбуки ученические с подставкой под ТСО,
  • телевизоры,
  • видеоплееры,
  • принтеры, МФУ.

На сайте школы функционирует кнопка "для слабовидящих".

Доступ в кабинеты, оборудованные компьютерами и сетью интернет, не сложен для лиц с ограниченными возможностями передвижения, т.к. отсутствует порог со ступенями.

Развернуть

Средства обучения и воспитания

Перечень компьютеров, имеющихся в школе.

Тип компьютеров

Количество компьютеров

Где используются

персональный

30

Учебный процесс

ноутбук

63

Учебный процесс

ноутбук

7

Администрация

 

Наличие  оргтехники  и технических средств обучения.

Наименование

Количество

Видеомагнитофон, DVD

3

МФУ

 12

Ноутбук

70

Интерактивная доска

6

Проектор + экран

26

Фотоаппарат

3

Телевизор

3

 Цифровые образовательные ресурсы.

№/п

Название цифровых образовательных ресурсов

Учебный предмет

1.

Мобильный компьютерный класс

Начальная школа

2.

Цифровая лаборатория

Физика, химия, биология

3.

Наглядная школа

Русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, история, обществознание

Развернуть

Материально-техническое обеспечение МБОУ Александровской СОШ

Образовательное учреждение имеет 26 учебных кабинетов,  спортивный зал, библиотеку с читальным залом, оснащенную комплектом электронных образовательных ресурсов, буфет, бассейн.

Для реализации учебных программ по информатике предусмотрен  профильный кабинет, кабинеты  оснащены необходимым оборудованием и ТСО (техническими средствами обучения).

Основу технической инфраструктуры ЕИС школы составляет: Интернет.

Каждый предметный кабинет оснащен компьютером, мультимедиапроектором, имеет выход в Интернет.

В школе ведутся электронные дневники.

Материально­-техническая база образовательного учреждения приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации основной образовательной программы образовательного учреждения и созданию соответствующей образовательной и социальной среды.

Критериальными источниками оценки учебно­материального обеспечения образовательного процесса являются требования стандарта, требования и условия Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 174, а также соответствующие приказы и методические рекомендации, в том числе:

  • постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29 декабря 2010 г. № 189, СанПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
  • приказ Минобрнауки России от 23 июня 2010 г. № 697 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
  • перечни рекомендуемой учебной литературы и цифровых образовательных ресурсов;
  • аналогичные перечни, утверждённые региональными нормативными актами и локальными актами образовательного учреждения, разработанные с учётом особенностей реализации основной образовательной программы в образовательном учреждении.

В соответствии с требованиями Стандарта для обеспечения всех предметных областей и внеурочной деятельности образовательное учреждение обеспечено мебелью, хозяйственным инвентарём и оборудовано:

  • помещениями для занятий естественно­научной деятельностью, моделированием, техническим творчеством, иностранными языками;
  • помещениями библиотек с рабочими зонами, обеспечивающими сохранность книжного фонда;
  • спортивными сооружениями (залами, бассейном), оснащёнными игровым, спортивным оборудованием и инвентарём;
  • административными и иными помещениями, оснащёнными необходимым оборудованием.

В соответствии с требованиями Стандарта для обеспечения всех предметных областей и внеурочной деятельности учреждение  обеспечено мебелью, офисным освещением, хозяйственным инвентарём и оборудовано:

  • учебными кабинетами с  рабочими местами обучающихся и педагогических работников;
  • помещениями библиотек с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;
  • спортивными сооружениями (залами, бассейном), оснащёнными игровым, спортивным оборудованием и инвентарём;
  • административными и иными помещениями.

В соответствии с требованиями стандарта информационно­методические условия реализации основной образовательной программы обеспечены современной информационно­образовательной средой.

Под информационно­образовательной средой (или ИОС) понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно­телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебно­познавательных и профессиональных задач с применением информационно­коммуникационных технологий (ИКТ­компетентность), наличие служб поддержки применения ИКТ.

Основными элементами ИОС являются:

  • информационно­образовательные ресурсы в виде печатной продукции;
  • информационно­образовательные ресурсы на сменных оптических носителях;
  • информационно­образовательные ресурсы Интернета;
  • вычислительная и информационно­телекоммуникационная инфраструктура;
  • прикладные программы, в том числе поддерживающие администрирование и финансово­хозяйственную деятельность
    образовательного учреждения ;

Необходимое для использования ИКТ оборудование отвечает современным требованиям:

  • в учебной деятельности;
  • во внеурочной деятельности;
  • в естественно­научной деятельности;
  • при измерении, контроле и оценке результатов образования;
  • в административной деятельности.
Развернуть

Учебные кабинеты

Оборудование  компьютерного кабинета.

 

Имущество

количество

Стол учительский

1

Стол тумба

1

Стол ученический

8

Компьютерный стол

13

Стул школьный

24

Стул офисный

2

доска

1

Доска smart board

1

компьютеры

14

ноутбук

2

принтер

1

сканер

1

модем

2

колонки

8

проектор

1

Сетевой фильтр

9

Источник бесперебойного питания

3

Беспроводное многофункциональное устройство

1

Программное обеспечение, установленное в компьютерном кабинете.

Операционная система

Microsoft Windows  7, Microsoft Windows  8, Microsoft Vista, Линукс

Офис

 Microsoft office 2010, Microsoft office 2007

Среда программирования

Microsoft QuickBasic, Паскаль, КуМир

Обучающие программы

 

  1. В мире информатики

 

    

 

Антивирусное ПО

Nod 32

Архиватор

Winrar

Программа «Цензор»

 

Наглядные пособия компьютерного кабинета №10

Набор плакатов « Действия с информацией».-1( содержит  10 плакатов)

Оборудование кабинета математики.

Оборудование

1

Компьютер в сборе

2

Ноутбук

3

Колонки

4

Клавиатура

5

Оптическая мышь

6

ИБП

7

Интерактивная доска

8

Проектор

 

 

Наименование электронных образовательных изданий кабинета математики.

Наименование

Диск (Д)

1.

Вычислительная. математика 10-11 класс

Д

2.

Электронный учебник . Алгебра 7-11 класс.

Д

3.

Интерактивная математика5-9 класс.

Д

4.

Виртуальная школа КМ. Математика 6 класс.

Д

5.

Виртуальная школа КМ. алгебра 7 класс

Д

6.

Виртуальная школа КМ. Геометрия 7 класс

Д

7.

Виртуальная школа КМ. Алгебра 8 класс

Д

8.

Виртуальная школа КМ. Геометрия 8 класс

Д

9.

Виртуальная школа КМ. алгебра 9 класс

Д

10.

Виртуальная школа КМ. Геометрия 9 класс

Д

11.

Виртуальная школа КМ. Алгебра 10 класс

Д

12.

Виртуальная школа КМ. Геометрия 10 класс

Д

13.

Виртуальная школа КМ. Алгебра 11 класс

Д

14.

Виртуальная школа КМ. Геометрия 11 класс

Д

15.

Наглядная математика. 5 класс.

Д

16.

Наглядная математика. 6 класс.

Д

17.

Наглядная математика. Векторы.

Д

18.

Наглядная математика. Многоугольники.

Д

19.

Наглядная математика. Многогранники. Тела вращения.

Д

20.

Наглядная математика.  Треугольники.

Д

21.

Наглядная математика.  Стереометрия.

Д

22.

Наглядная математика.  Графики функций.

Д

23.

Наглядная математика.  Тригонометрические функции, уравнения и неравенства.

Д

Наименование печатных изданий кабинета математики.

1. Алгебра -7 класс.

2. Алгебра -9 класс.

3. Алгебра-8 класс

4. Математика . Треугольники.

5. Алгебра и начала анализа.

6. Математика - 5 класс.

7. Математика - 6 класс.

8. Алгебра - 11 класс. Производная и её применение.

9. Алгебра 10-11класс.

10. Геометрия - 7 класс.

11. Геометрия - 8 класс.

12. Геометрия - 8 класс. Многоугольники.

13. Геометрия - 10 класс.

14. Геометрия - 10-11 класс. Многогранники. Тела вращения.

15. Геометрия -11 класс.

16. Тригонометрические функции.

17. Тригонометрические уравнения и неравенства.

Оборудование кабинета истории.

Оборудование

Наименование

Плакаты учебного назначения

(история)

 

  1. Москва- центр объединения русских земель.
  2. Русские земли в период раздробленности(середина XII – середина XIII в.)
  3. Основные этапы древнерусского государства.
  4. Новгородская боярская республика XII в.
  5. Древнерусское государство с центром в Киеве X в Греко-персидские воины 500-449 гг. до н.э.
  6. Рабство в древней Греции и древнем Риме.
  7. Римская республика III- II в. до н.э.
  8. Африканская демократия V-IV в. До н.э.
  9. Общества древнего Египта.

Электронные издания учебного назначения  CD

 

  1. Эрмитаж. Искусство западной Европы.
  2. Энциклопедия классической музыки.
  3. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.
  4. Энциклопедия истории России.
  5. Шедевры русской живописи
  6. Большая энциклопедия.
  7. Россия на рубеже третьего тысячелетия.
  8. От кремля до Рейхстага.
  9. История России (часть 1)
  10. История России (часть2)
  11. История России (часть3)
  12. История России (часть4)
  13. Практический курс ИНТЕРНЕТ.
  14. Электронный каталог учебных изданий

Плакаты учебного назначения

(Обществознание)

 

  1. Человек, природа, общество.
  2. Социальный прогресс.
  3. Социализация человека.
  4. Экономика.
  5. Социальная сфера.
  6. Политика и право.
  7. Духовная культура.
  8. Человек познает мир.
  9. Развитие общества.
  10. Рыночная экономика.
  11. Политическая система общества.
  12. Политическая жизнь общества.
  13. Право.
  14. Социальная система общества.
  15. Взаимодействие людей в обществе.
  16. Культура и духовная жизнь.
  17. Внутренний мир человека.

 

Таблицы

История России -17-18 век

 

Название     

  1. Россия на рубеже 16-17в.
  2. Россия в 17в.
  3. Внешняя политика России в !7 в.
  4. Культура и быт в !7в.
  5. Преобразования Петра1
  6. Военная реформа Петра 1
  7. Внешняя политика Петра 1
  8. Дворцовые перевороты (1725-1762)
  9. Внутренняя политика Екатерины2
  10. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва(1773-1775)
  11. Внутренняя политика Павла 1
  12.  Внешняя политика Росси  во 2/2 18в.
  13. Культура России во 2/2

18в.

 

Иллюстрации

Название

  1. Пейзажи русских художников
  2. Живопись советских художников.
  3. Микеланжело
  4. Третьяковская галерея- выпуск-2
  5. Третьяковская галерея- выпуск-3

 

Видеокассеты, DVDCD-R

 

Название                                            

  1. Древний мир  Виртуальная  школа Кирилла и Мефодия
  2. Уроки Отечественной истории  19- 20 век
  3. Уроки Отечественной истории   до 19 века
  4. Россия на рубеже третьего тысячелетия
  5. История России часть -3
  6. Экономика
  7. Новая история
  8. Первая Мировая в-на
  9. Великая Отечественная война

 

Таблицы

История России -19 век

 

 

Название

  1. Россия в начале 19в
  2. Россия в первой четверти 19в.
  3. Восстание декабристов
  4. Россия во второй четверти 19в.
  5. Внешняя политика России во 2/4 19в.
  6. Крымская война.!853-1856г
  7. Основные направления развития культуры в ½ 19в.
  8. Реформы 60-70г.19в.
  9. Социально- Экономическое развитие России в пореформенный период.
  10. Общественное движение в 60-80г. 19в.
  11. Внутренняя политика Александра 3
  12. Внешняя политика России во 2/2 19в.
  13.  Культура во 2/2 19в.

Оборудование кабинета физики

Оборудование

Наименование

Количество

Таблицы

1.Физика атомного ядра

1

2.Эл.ток в различных средах.

1

3.Механика, кинематика, динамика.

2

4.Законы сохранения

2

5. Термодинамика

1

6. Электростатика

1

7. Молекулярная физика

1

8. Оптика и СТО

1

9. Квантовая физика

1

Портреты

Ученые физики

35

Цифровая лаборатория «SensorLab»

 

1

Мобильный компьютерный класс Aqvarius

 

1

Электронные пособия «Наглядная физика»

7 кл

1

8 кл

1

9 кл

1

Постоянный ток

1

Квантовая физика

1

Механические колебания и волны

1

МКТ и Термодинамика

1

Ядерная физика

1

Кинематика и динамика

1

Геометрическая и волновая оптика

1

Статика. СТО

1

Электромагнитные волны

1

Эволюция вселенной

1

Магнитное поле. Электромагнетизм

1

Электростатика и электродинамика

1

Лабораторные комплекты

1.Механика

10

 

2. Набор грузиков и весов

10

3. Набор мензурок и динамометров

10

4. Рычаги линейки

10

5. Набор по электричеству

15

6.Нитяной и пружинный маятники

10

7. Набор для изучения законов сохранения

10

8. Набор колориметров и термометров

12

9. Катушка и ндуктивности и гальванометр

1

10. Набор по оптике

10

Оборудование  кабинета  химии.

Наименование оборудования

Кол-во

1

Компьютер в сборе:

процессор

монитор

мышка

 

1

1

1

2

Интерактивная доска

1

3

Колонки

1

4

Фильтры сетевые

2

5

Бесперебойник ИБП

1

6

Огнетушители

2

7

Набор коллекций

11

8

Набор кристаллических решёток

1

9

Серия таблиц и портретов

10

10

Справочно-информационный стенд

1

11

Столики-штативы для опытов

2

12

Источник тока высокого напряжения

1

13

Комплект датчиков для химических экспериментов

1

14

Комплект электроснабжения

1

15

Наборы банок-склянок

125

16

Приборы и учебное оборудование

63

17

Коллекция «Каменный уголь»

1

18

Коллекция «Каменный уголь»

1

19

Набор химической посуды и принадлежностей

1

20

Набор химической посуды и принадлежностей

1

21

Прибор для иллюстрации скорости реакций

1

22

Наборы химических реактивов

14

23

Карты-инструкции для практических работ

1

24

Карты-инструкции для практических работ

14

25

Комплект таблиц  по химии раздаточный

7

26

Комплект таблиц  по химии раздаточный

70

27

Таблица демонстрационная

 « Растворимость солей, кислот и оснований в воде»

1

28

Таблица демонстрационная

«Электрохимический ряд напряжений металлов»

1

29

Стенка кабинета химии

1

30

Таблицы « Полимеры»

1

31

Таблицы «Реакции органических веществ»

1

Интерактивные учебные пособия «Наглядная химия»

Название

Содержание

Класс

1

Инструктивные таблицы

Спиртовка. Газовая горелка Теклю. Электронагреватели. Нагревание. Лабораторный штатив. Химическая посуда. Работа с кислотами. Работа с щелочами. Работа с щелочно-земельными металлами. Получение и собирание газов. Устройство и использование аппарата Киппа. Обращение с твёрдыми веществами. Обращение с жидкими веществами. Взвешивание. Приготовление растворов. Фильтрование. Перегонка. Титрование. Выделение веществ из неоднородной смеси.

8-11

2

Наглядная химия

 8-9 класс

Валентность. Строение атома. Изотопы. .Электронные конфигурации атомов. Образование ковалентной и ионной химических связей. Типы кристаллических решёток. Окислительно-восстановительные реакции. Реакции обмена в водных растворах. Важнейшие кислоты и их соли. Классификация оксидов. Классификация солей. Генетическая связь важнейших классов неорганических веществ. Кислотность среды. Электролитическая диссоциация. Скорость химических реакций. Химическое равновесие. Классификация органических соединений. Изомерия. Гомология. Нефть – источник углеводородов. Белки.

8 - 9

3

Начала химии. Основы химических знаний

Химические знаки и атомные массы  важнейших  элементов. Распространённость химических элементов. Формы существования химических элементов. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Структурные изменения веществ. Способы разделения смесей.  Химические знаки и формулы. Составление формул по валентности. Моль – единица количества вещества. Физические величины выражения порций вещества. Признаки и условия проведения химических реакций. Типы химических реакций. Воздух. Кислород. Горение.  Строение пламени. Составление формул солей. Генетическая связь классов неорганических веществ. Водород. Химическая реакция. Периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Таблица растворимости веществ в воде. Правила поведения в кабинете химии. Знаки. Техника безопасности при проведении опытов. Техника безопасности при работе с газами.

8 - 11

4

Растворы. Электролитическая диссоциация.

Дисперсные системы. Свойства воды. Кривые растворимости веществ. Способы выражения концентрации растворов. Электролиты. Гидратация ионов. Растворение веществ с ионной связью в воде. Растворение веществ с  ковалентной полярной связью. Кислотно – основные реакции. Реакции ионного обмена. Гидролиз солей. Иониты. Среда водных растворов.

8, 9, 11

5

Металлы

Щелочные металлы. Химия щелочных металлов. Элементы II А-группы. Жесткость воды. Алюминий. Применение алюминия. Железо. Виды коррозии. Методы защиты от коррозии. Общие свойства металлов. Переходные металлы. Хром.

9,11

6

Неметаллы

Галогены. Химия галогенов. Сера. Аллотропия. Химия серы. Серная кислота. Химия азота. Оксиды азота. Азотная кислота – окислитель. Фосфор. Аллотропия. Соединения фосфора. Классификация минеральных удобрений. Распознавание минеральных удобрений. Углерод. Аллотропия. Адсорбция. Оксид кремния (IV). Силикаты. Применение кремния и его соединений. Инертные газы.

8,9,11

7

Химическое производство. Металлургия.

Способы сжигания топлива. Производство серной кислоты. Производство аммиака. Производство азотной кислоты. Производство аммиачной селитры. Силикатная промышленность. Электролиз хлорида натрия. Получение алюминия. Химия доменного процесса. Производство чугуна. Конвертор с кислородным дутьём. Выплавка стали в электропечи. Выплавка стали в электронно-лучевой печи. Обогащение руд флотацией. Обжиг известняка. Производство ацетилена. Переработка нефти.

9, 10, 11

8

Строение вещества. Химические реакции.

Строение атома. Электронная орбиталь. Модели атомов некоторых элементов. Кристаллы. Химическая связь. Валентность. Степень окисления. Структурная изомерия. Структурная и пространственная изомерия. Гомология. Физические явления и химические реакции. Закон сохранения массы вещества. Классификация химических реакций. Тепловой эффект химической реакции. Окислительно – восстановительные реакции. Электролиз. Генетическая связь классов неорганических веществ. Генетическая связь классов органических веществ.

8 -11

9

Наглядная химия 10-11 класс

Формы электронных облаков. Заполнение подуровней электронами. Расположение электронов по орбиталям в атомах первых двадцати элементов. Вода - необычное вещество. Кривые растворимости некоторых солей в воде. Классификация и свойства оксидов. Окраска пламени. Аллотропия углерода. Электрохимическое производство. Производство серной кислоты. Производство аммиака. Гибридизация атомных  орбиталей. Химическая связь в органических соединениях. Взаимное влияние атомов и групп атомов в молекуле. Пространственная итзомерия. Применение алкенов. Бензол. Генетическая связь различных классов углеводородов. Жиры. Моносахариды. Полисахариды.

10 -11

10

Органическая химия. Белки и нуклеиновые кислоты.

Номенклатура органических соединений. Предельные углеводороды. Непредельные углеводороды. Гомология. Структурная изомерия. Структурная и пространственная изомерия. Функциональные производные углеводородов. Первичная структура белка. Вторичная структура белка. Третичная структура белка. Четвертичная структура белка. Денатурация белков. Гетероциклы с атомом азота. Принцип комплементарности. Нуклеиновые кислоты.

10 -11

 

Оборудование  спортивного зала

   
     
     

Наименование оборудования

Характеристика оборудования

Ед. изм.

Кол-во

Использование

1

Палка гимнастическая

материал – дерево, диаметр 28 мм, длина 1 м

шт

40

 ОРУ на уроках ФК

2

Обруч гимнастический

алюминиевый, диаметр 120 см, 480 гр.

шт

25

Для формирования гибкости и правильной осанки

3

Скакалка гимнастическая

длина 2, 8 м, шнур цветной резиновый, ручка пластмассовая

шт

30

Для развития прыжковой выносливости 

4

Канат для перетягивания

Длинна - 10м, диаметр - 40 мм, Изготовлен из хлопчатобумажной пряжи с разметочной полосой посередине. На концах каната закреплены декоративные чехлы.

шт

2

 Развитие силовой борьбы, соревновательные виды

5

Канат для лазания

длина 6,5м, толщина 40 мм, Изделие состоит из хлопчатобумажной пряжи и тросовой свивки, белый

шт

4

Развитие силовых способностей 

6

Стол теннисный

Игровое поле специальное ДСП 18мм или 16мм с меламиновым покрытием. Рама: стальная из металлического профиля 25х25 мм. Покрытие рамы полимерное.
Транспортировочные ролики диаметром 125 мм, одна сторона маневровая.
Механизм складывания – самоблокирующийся.
Сетка: встроенная.
Размер (международный стандарт): Длина 274 см, Ширина 152,5 см, Высота 76 см.
Размер в сложенном виде: Длина 152,5 см, Ширина 76 см, Высота 189 см.
Вес стола: 67 кг. Размер в сложенном виде: длина 155 см, ширина 66 см, высота 159 см. Цвет: синий

шт

4

Используется на уроках по бадминтону, игра в настольный теннис 

7

Наборы для настольного тенниса

2 ракетки, 3 мяча, 1 сетка с креплением, шпон собран из китайского дерева кири и тополя, мягкие двухцветные накладки с губкой 1,5 мм, упаковка барсетка (сумка) на молнии.

упак.

1

 Игра в настольный теннис

8

Мяч баскетбольный

Размер: 7
Выполнен из износостойкой резины, камера мяча изготовлена из бутила, армирована нейлоновой нитью. Тип соединения панелей: клееный, количество панелей: 8

шт

40

 Обучение игры в баскетбол

9

Сетка баскетбольная игровая

из цельного плетеного шнура, для кольца №7, толщина нити 4,5мм, белая

шт

10

 Оборудование баскетбольной площадки

10

Щит баскетбольный игровой

1800х1050мм изготовлен из влагостойкой фанеры толщиной 21мм, крепление под кольцо 100х110 мм.

шт

10

 Оборудование баскетбольной площадки

11

Мяч волейбольный

мягкая синтетическая кожа, клееный, размер 5, длина окружности 65-67 см, вес 260-280 г. Покрышка мяча состоит из 18 панелей.

шт

50

 Развитие игровых способностей на занятиях по волейболу

12

Сетка волейбольная

9,5х1 м, 1,8 мм полипропилен, ячейки 10 *10 см; стальной трос диаметром не менее 3 мм, длина 12,5 м; верхняя лента из ПЭ 5 см, без нижней ленты; 4 шнура для натяжения; цвет - черный. В комплекте идут ограничители ленты (2 шт.)

шт

3

 Оборудование волейбольной площадки

13

Мяч футбольный

Размер: 5.                                                    Материал: кожа.                                      Камера: бутиловая                                 

шт

40

 Для игры на открытых площадках

14

Мяч тренеровочный для футзала

Размер мяча 4 (длина окружности 62-64 см, вест 400-440 грамм).
Покрышка мяча изготовлена из жемчужной глянцевой синтетической кожи (полиуретан) с тремя подкладочными слоями из полиэстера, поверхность мяча состоит из 32-х панелей, сшитых вручную, камера из бутила с наполнителем для создания низкого отскока.

шт

50

 Для игры в мини футбол в закрытых помещениях

15

Сетка ворот для мини-футбола (пара)

толщина нити 4 мм

шт

3

 Оборудование ворот мини футбольной площадки

16

Сетка для бадминтона тренировочная

ячейка не более 20х20 мм, длина сетки не менее 610 мм, ширина 760 мм, цвет - черный.

шт

1

 Для обучения игры в бадминтон

17

Ракетки для бадминтона 

стальной стержень, алюминиевый обод со струнами, мультиколор (пара)

шт

60

 Для обучения игры в бадминтон

18

Волан

перо

шт

59

 Для обучения игры в бадминтон

19

Стойки бадминтонные (пара)

передвижные с креплениями, металл.

шт

1

Оборудование бадминтонной площадки 

20

Мяч для метания

резиновый, 150 гр., черный, диаметр 6 см.

шт

24

 Развитие глазомера и метание на дальность

21

Мяч набивной (медицинбол)

(медбол) набивной мяч из ПВХ (тентовая ткань) 1 кг, красно-черный

шт

6

 Развитие силовых способностей

22

Мяч набивной (медицинбол)

(медбол) набивной мяч из ПВХ (тентовая ткань) 5 кг, красно-черный

шт

6

 Развитие силовых способностей

23

Мяч набивной (медицинбол)

(медбол) набивной мяч из ПВХ (тентовая ткань) 3 кг, красно-черный

шт

2

 Развитие силовых способностей

24

Гири

профессиональная литая неразборная гиря изготовленная из чугуна. Вес гири: 16 кг, ручка из чугуна

шт

4

 Развитие силовых способностей

25

Гири

профессиональная литая неразборная гиря изготовленная из чугуна.Вес гири: 24 кг, ручка из чугуна

шт

2

Развитие силовых способностей

26

Гантели 

Стальные, литые 10 кг

шт

4

Развитие силовых способностей

27

Гантели 

Стальные, литые 8 кг

шт

4

Развитие силовых способностей

28

Гантели 

Стальные, литые 6 кг

шт

4

Развитие силовых способностей

29

Гантели 

Стальные, литые 4 кг

шт

4

Развитие силовых способностей

30

Гриф штанги

длина - 1500мм, диаметр - 50мм, замок "гладкая втулка", хромированный, нагрузка 200 кг

шт

4

Развитие силовых способностей 

31

Диск тренировочный

вес 1,25 кг, черный, обрезиненный

шт

8

 Развитие силовых способностей

32

Диск тренировочный

Диск обрезиненный, вес 2,5 кг, диаметр 25-26мм, черный

шт

8

 Развитие силовых способностей

33

Диск тренировочный

Диск обрезиненный, вес 5 кг, диаметр 25-26мм, черный

шт

8

 Развитие силовых способностей

34

Диск тренировочный

Диск обрезиненный, вес 10 кг, диаметр 25-26мм, черный

шт

8

 Развитие силовых способностей

35

Диск тренировочный

Диск обрезиненный, вес 15 кг, диаметр 25-26мм, черный

шт

6

Развитие силовых способностей 

36

Граната спортивная для метания

Масса 500 гр., Металлический стакан с деревянной ручкой. Ручка изготовлена из берёзы и покрыта мебельным лаком.Стакан имеет эмалевое покрытие чёрного цвета.

шт

10

 Развитие скоростно-силовых качеств

37

Граната спортивная для метания

Масса 700 гр., Металлический стакан с деревянной ручкой. Ручка изготовлена из берёзы и покрыта мебельным лаком. Стакан имеет эмалевое покрытие чёрного цвета.

шт

10

 Развитие скоростно-силовых качеств

38

Стойка для прыжков в высоту (пара)

Стойки для прыжков в высоту с алюминиевой планкой длиной-3 м.
Состав: планка для прыжков в высоту окрашена, изготовлена из алюминиевой трубы диаметром не менее 23 мм, синяя разметка, на концах имеются заглушки. Стойка для прыжков в высоту покрыта порошковой эмалью, высотой-4 м (комплект – 2 шт). Состоят из двух Т-образных оснований и двух шестов диаметром 20 мм, высотой 3 м с держателями планки

шт

1

 Для использования на уроках легкой атлетики

39

Брусья гимнастические параллельные

Брусья гимнастические параллельные (мужские) массовые состоят из рамы, четырёх стоек с механизмами зажима и фиксации, четырёх вертлюгов и двух стеклопластиковых жердей (возможна комплектация стеклопластиковыми жердями покрытых деревянным шпоном или деревянными жердями). Жерди деревянные со стальным сердечником, мeжду тoчками oпoры жeрдeй: 2300 мм. Высoта oт пoла: 1150 – 1750 мм с интeрвалoм пo 50 мм. Расстoяниe мeжду жeрдями: 380 – 580 мм. Высoта рамы, нe бoлee 1000 мм.

шт

1

 Для развития гибкости, скоростно-силовых качеств, силовой выносливости

40

Козел гимнастический

Длина корпуса - 600 мм, ширина корпуса- 300 мм, высота корпуса - 240 мм, высота корпуса над полом - 900-1350 мм с интервалом - 55 мм. Основание металл, туловище-дерево обтянутое винилис кожа, с креплением - цепь, талреп карабины и анкер с винтом-петлей. Изделие представляет собой сборную конструкцию.

шт

2

 Развитие прыжковых способности и координации движений

41

Мост гимнастический подкидной

Размер мостика: длина 1200, ширина 600 м, высота 185 мм, усиленный, массовый. Верхняя платформа имеет эластичное и декоративное покрытие, элементы изготовлены из многослойной фанеры. Для исключения скольжения по полу на опоре закреплены резиновые накладки. Изделие представляет собой сборную конструкцию.

шт

2

 Для прыжковых упражнений

42

Бревно гимнастическое тренеровочное

Бревно гимнастическое тренировочное длиной-5 м, высотой-1,2 м. Изготовлено из деревянного бруса длиной 5 м (ширина бруса 130 мм, высота бруса 160 мм, ширина рабочей поверхности 100 мм) и двух регулируемых по высоте 0,8-1,2 м металлических опор, которые представляют собой сварную конструкцию. Все края и углы имеют закругленную форму.

шт

1

 Развитие упражнений на равновесие

43

Перекладина гимнастическая навесная

разновысотная, универсальная, на растяжках, материал металл, порошковая окраска, сама перекладина имеет необходимую степень упругости. Навешивается на стенку с помощью крюков, расположенных на тыльной стороне перекладины. Длина – 1150 мм, высота – 445 мм, ширина – 455 мм, базовая длина – 700 мм, вес – не более 10 кг, максимальная нагрузка – 150 кг.
Матeриал: мeтал.

шт

6

 Развитие силовых способностей

44

Стенка гимнастическая

0,8х3,2м, береза/сосна, перекладины фанблок в сборе

шт

12

Лазание, перелазание, выполнение упражнений для мышц брюшного пресса 

45

Мат спортивный

1х2х0,1 м, школьный,  поролон плотность 14-25 кг/м3, чехол искусственная кожа или капровинил с ручками, на молнии

шт

40

 Для занятий гимнастическими упражнениями

46

Скамейка гимнастическая

длина 3 метра, деревянная с металлическими опорами,  габариты 230х300 мм

шт

20

 Для занятий гимнастическими упражнениями

47

Комплект для дартса (дротики +мишень)

Дротик состоит из 3-х частей:
- баррель –латунный, 12мм хвостик- из  пластика;
- оперенье – вставляется в прорези на хвостовике.
Вес дротика – 20-24 гр.
Мишень выполнена из спрессованных волокон сизаля обжата по окружности металлическим обручем. Имеет толщину 5 см и диаметр 45 см.

шт

2

 Для координации рук и развития глазомера

Оборудование кабинета русского языка литературы.

Наименование

Количество

1.

Стол  учительский

1

2.

Стул  учительский

1

3.

Стол  ученический

13

4.

Стул  ученический

26

5.

Доска

1

6.

МФУ

MFC – 7860DW

1

7.

Шкафы книжные

2

8.

Сетевой  фильтр

2

9.

Интерактивная  доска

Star  Bort

1

10.

Проектор  InFocus

SP8600HD3D/IN860

1

11.

Системный  блок

1

12.

Монитор 

1

13.

Колонки

4

14.

Ноутбук  «Asser»

1

15.

Портреты  русских  и  зарубежных писателей

2  комплекта

16.

Интерактивное  учебное  пособие

по  литературе

 

5класс

1

6класс

1

7класс

1

8класс

1

9класс

1

17.

Интерактивное  учебное  пособие

по  русскому  языку

5класс

1

6класс

1

7класс

1

8класс

1

9класс

1

Оборудование кабинета биологии.

Оборудование

Наименование

Количество

ТСО

Компьютер

Проектор

Экран

2

1

1

Учебное пособие « Наглядная биология» .

 

Растения. Грибы. Бактерии.

Растение - живой организм.

Животные.

Человек. Строение тела человека.

Химия клетки. Вещества клетки и ткани растений.

Введение в экологию.

Эволюционное учение.

8

Модели

 

4

 

Модель-аппликация            «Биосинтез белка»

1

 

Модель-аппликация «Классификация растений и животных»         

1

 

Модель-аппликация

«Наследование резус фактора»          

1

 

Модель-аппликация

«Эволюция важнейших систем органов»          

1

Таблицы

 

 

 

Комплект таблиц по анатомии

1

 

Комплект таблиц «Растения и окружающая среда»

1

 

Рельефная таблица «Растительная клетка»

1

Микроскопы

 

16

Модели скелета

 

9

 

Модель скелета человека

1

 

Скелет лягушки

1

 

Скелет ящерицы

1

 

Скелет крота

1

 

Скелет передней конечности млекопитающего

1

 

Строение плечевого и тазового пояса позвоночных

1

 

Модели рудиментарных органов позвоночных

1

 

Гомологи скелета задних конечностей

1

Модели ископаемых

 

2

 

Ископаемые  останки растений и животных

1

 

Ископаемые Беспозвоночные

1

Динамичные пособия

 

4

 

Динамическое пособие Деление клетки

1

 

Динамическое пособие Перекрест хромосом

1

 

Динамическое пособие Закон Менделя

3

 

Динамическое пособие Синтез белка

1

Развернуть

Питание и охрана здоровья

Горячее питание

Родительский контроль


Пищеблок

7

Горячие линии

МБОУ Александровская СОШ:  8(86342) 96-1-82 

Азовский РОО:  8(86342) 6-37-02

Центр мониторинга Администрации Азовского района: 8(86342) 4-55-44

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

http://www.fipi.ru   - открытый банк заданий ГИА-9, ЕГЭ - 11

http://www.ege.edu.ru/ - официальный информационный портал единого государственного экзамена

http://interneturok.ru/ru - видеоуроки по предметам школьной программы

http://videouroki.net/-видеоуроки в Интернет для учителей и школьников

http://school-collection.edu.ru/- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.openclass.ru/wiki-pages/105494 - открытый класс, сетевое образовательное сообщество

http://project.1september.ru/ - «Портфолио  ученика» - фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся.

http://1september.ru/ - издательский дом «1 Сентября».

http://www.virtulab.net/ - виртуальные лаборатории (физика, химия, биология).

http://shpargalkaege.ru/ - шпаргалка ЕГЭ и ГИА по математике.

http://cerm.ru/index.php?page=26 - Центр Развития Молодёжи – Проект «Эрудит-марафон учащихся»

http://www.slav-museum.ru/derevo-2/ -Декоративная роспись по дереву | Первый Музей Славянской Мифологии

http://www.igraza.ru/obg/328-doroga.html  -Сценарий устного журнала «Дорога, транспорт, пешеход» - IgraZa.ru. Игры, ребусы, загадки, викторины, кроссворды, головоломки, задачи

http://www.uchportal.ru/load/47 -Презентации для начальной школы - Начальная школа

http://www.testsoch.com/urok-po-teme-volshebnye-uzory-gorodeckaya-rospis/ -Презентации

http://www.solnet.ee/ - Детский портал Солнышко. Сайт для детей, родителей, педагогов. Конкурсы, сценарии, стенгазеты, игры, раскраски.

http://testedu.ru -Главная страница | Образовательные тесты

http://zen-designer.ru -Тагильская роспись. Мастер-класс техники одного мазка.

http://www.myshared.ru -Презентация на тему: «ЖИВОТНЫЕ»

http://www.k-yroky.ru -Презентация к уроку литературного чтения по теме "Мифы. Славянская мифология" ( 4 класс) УМК "Планета знаний" - Чтение - Начальные классы

http://shkola-abv.ru/index.html - Презентации, клипы, уроки для начальной школы

http://www.school.edu.ru/   -Российский общеобразовательный портал

Русский язык и литература.

http://www.rusword.com.ua/    Мир слова русского – сайт по русской филологии: справочные материалы по русскому языку и литературе для школьников и педагогов

http://www.edu.ru/   «Российское образование»- федеральный портал. ЕГЭ, каталог образовательных интернет ресурсов

http://www.gramota.ru/  Справочно-информационный портал. Русский язык. Предлагаемые справочно-информационным порталом материалы систематизируют и обобщают сведения о русском языке как языковой системе, причем трактуя спорные теоретические вопросы в свете трех основных учебных комплексов, используемых в школе. Орфография и пунктуации в предлагаемые материалы включена только в теоретически обобщенном виде, конкретные орфографические и пунктуационные правила не рассматриваются. Кроме учебного пособия Е.И.Литневской портал дает возможность ознакомиться с материалами различных лингвистических словарей, исследованиями  в области  истории языка, с документами Министерства образования, касающимися выпускных экзаменов.

http://www.slovari.ru/ -словари

http://www.rusyaz.ru/ - правила русской орфографии и пунктуации

http://rusgram.narod.ru/ - грамматика русского языка, культура письменной речи

http://fonetica.philol.msu.ru/ - справочные материалы по русской фонетике и орфоэпии

http://ege.yandex.ru/russian-gia/ - онлайн – подготовка к ГИА

http://egeigia.ru/all-gia/materialy-gia/russkiy-yazyk - справочный портал по ГИА

http://www.rusword/com.ua/Мир слова русского – сайт по русской филологии: справочные материалы по русскому языку и литературе для школьников и педагогов

http://www.edu.ru/«Российское образование»- федеральный портал. ЕГЭ, каталог образовательных интернет ресурсов

http://www.alleng.ru/edu/liter5.htmЭкзамен по литературе - демонстрационные варианты

ЕГЭ 2014 и др.; материалы и тесты для подготовки к сдаче ЕГЭ по литературе.

http://5litra.ru/ege.html- подготовка к ЕГЭ по литературе онлайн

http://www.feb-web.ru/ - электронная библиотека "Русская литература и фольклор"

http://writerstob.narod.ru/ - биографии известных русских писателей и поэтов

http://www.klassika.ru/ - электронная библиотека. Тексты произведений русских классиков. Биографии.

http://www.turgenev.org.ru/ - Отечественная литература. И.С. Тургенев. Разработки уроков, мероприятий, конкурсы

http://drevne.ru/lib/ - произведения древнерусской литературы

Развернуть

Полезные ссылки